за помощь в переводе благодарим makarena
«Смонтированый как пособие по современным методам ведения военных действий, включающий новостные сообщения, режисерский дебют Ральфа Файнса становится триумфом.» — Andrew Pulver, guardian.co.uk
Предлагаем вашему вниманию перевод рецензии фильма «Кориолан», появившейся на страницах электронной версии одного из респектабельных и влиятельных изданий Европы The Guardian.
Coriolanus – review
By Andrew Pulver — Tuesday 15 February 2011
Оригинал статьи http://www.guardian.co.uk/film/2011/feb/15/ralph-fiennes-coriolanus-film-review
Ральф Файнс играл Кориолана на сцене более десяти лет назад, и, вероятно, это выглядит как наиболее безопасный выбор, с которого можно начать карьеру режиссера (как сделал Кеннет Бран с «Генрихом V» , а до него — Лоуренс Оливье с той же пьесой). Признанные театральные актеры уверены в себе и вполне надежны в их умении обращаться со сложностями Шекспировских текстов. Поэтому тем ироничнее, что лучшие фильмы по Шекспиру, как правило, оказываются далеки от традиций английской сцены. Иноязычные версии, такие как «Throne of Blood and Ran» Куросавы и «King Lear» Козинцева не нуждаются в дословной интерпретации и использовании поэзии. Наиболее интересные версии на английском языке, такие как «Tempest» Дерека Джармена и Питера Гринуэя «Prospero’s Books» ставят свои доминанты на лейтмотив Шекспира, и по сути, в свою очередь, играют во что-то совсем другое.
Сразу видно, что Файнс не делает ничего особенно радикального, концептуального с пьесой. Его «Кориолан» уделяет должное внимание тексту и характерным чертам классической драмы. Нет. Это не статичный вариант, без режиссёрской трактовки. «Кориолан», будучи драмой об отношениях героев, власти, силы и эмоции, которые управляют ими, смонтирован как пособие по исследованию современного государства Балканского типа, терзаемое военными столкновениями группировок и сопутствующими зверствами и жестокостью.
Откровенно говоря, это «театральный » способ съемок и все это легко повторить на сцене. Кинодеятели часто пытались установить уровень детализации требований к кинематографической интерпитации произвдения.
Это не тот случай. Конечно, в оригинале события происходят в Риме до появления императоров. Драма включает отказ Кориолана на суде от служения римскому народу после того, как последовательность военных успехов дает ему возможность быть выдвинутым на выборах в консулы – только ради политических интриг, чтобы быть изгнаным из города и положить начало жажде мести в Риме. Это было естественным шагом для Файнса и писателя Джона Логана перенести действия в современное государство, охваченное гражданской войной и политической борьбой. Файнс и оператор Бэрри Акройд (работал над «The Hurt Locker») сняли некоторые откровенно сокрушительные сцены борьбы. Например, Кориолан — Файнс ведет своих людей из комнаты в комнату, обмениваясь стрельбой с Ауфидисом — Джерардом Батлером. Батлер, в своей жестокости и мощи, предстает как мрачное воплощение последовательности, в которой военнопленный обречен на ужасные муки в подземной камере пыток.
Но великая сила фильма Файнса заключается в ясности и интеллектуальности. Он явно уделил огромное детальное внимание тому, как рассказ и взаимодействие характера должны работать вместе — это жизненно важные значения для фильмов Шекспира, которые могут легко увязнуть в стихотворной форме. Без сомнения ему помогает простота большей части языка «Кориолана». Это означает, что там меньше драгоценного материала, который может быть сокращен. Некоторые из его повествовательных приемов это небольшие повторяющиеся действия – вставки видео стиля Sky News, которые не делают серьезности фильма одолжения – но они и не нарушают осторожной геометрии действий, которые Файнс излагает.
Это также означает, что его Кориолан не захватил все внимание, хотя он и был центром всего действия. Конечно, он приготовил для себя некоторые привлекательные сцены: голова, залитая кровью во время его боев, хождение по правительственному залу в агонии от обиды на требования населения. Но также Файнс проявил похвальную сдержанность, позволив блистать и другим. Он может поздравить себя с успешным дебютом в режиссуре.
Рейтинг: **** из *****
17.02.2011 @ 00:26
Занятная статья!Дан хороший анализ деятельности Файнса-режиссера и Файнса-актера,конечно хотелось бы почитать побольше и о Батлере,но я лучше дождусь фильма!Ауфидиус Батлера грамотно ассоциируется с жестокостью и мощью,интересно,у незаинтересованного зрителя он вызовет неприязнь?Меня вот это больше интересует!