за информацию благодарим terra525, kapelka, kapy4inna
Сегодня в новостных лентах появилась информация о новом проекте, в котором собирается принять участие Джерард Батлер. Речь идет об экранизации романа Энди Дугана «Динамо: Защищая честь Киева» (Andy Dougan «Dynamo: Defending The Honour Of Kiev»). Планируется, что Батлер сыграет знаменитого вратаря команды, Николая Трусевича.
Книга повествует о матче, известном как «матч смерти», между «Динамо Киев» и немецкой командой.
На данный момент известно лишь, что сценаристом выступит Эли Ричбург (Eli Richbourg), а продюсировать проект будут Riviera Pictures и FlynnPictureCo, которые на данный момент занимаются поисками режиссера. Съемки назначены на 2013 год.
А было все так….
В 1942 команда города победила немецкую команду Flak-Elf («Команда ПВО»). У украинцев при этом была поставлена на карту, точнее на поле, жизнь.
В августе 1942 на киевском хлебозаводе номер 3 появились гестаповцы в цивильной форме со списком 11 человек. Они обвиняли украинских рабочих в краже и саботаже — преступлениях, за которые могла быть и смертная казнь.
Однако и немцы, и рабочие прекрасно знали, что не это послужило причиной ареста. Одиннадцать мужчин были доставлены в Гестапо, где хорошо знали о том, как они умеют играть в футбол.
Большая их часть имела до прихода Вермахта в Украину опыт игры за киевские «Динамо» и «Локомотив». И хотя они испытывали недостаток в еде и занимались тяжелым трудом, нанесли «Flak-Elf», сборной немецкого Luftwaffe, два тяжелых поражения.
Динамо было «клубом тайной полиции» — НКВД и Министерства Внутренних Дел, которые в 30-е годы прошлого века в Советском Союзе были всесильны. Когда Адольф Гитлер 22 июня 1941 года начал исполнение «Плана Барбаросса» и более трех миллионов немецких солдат вступили в Советский Союз, стало не до футбола.
19 сентября подразделения группы «Юг» вступили в столицу Украинской ССР Киев. В течение двух дней зондеркоманды убили в Киеве почти 34000 евреев. Гестапо искало в городе коммунистов. Так как динамовские игроки формально были милиционерами или НКВД-истами, они были в особой опасности.
В этой ситуации настоящим счастьем для футболистов стал родившийся и выросший в Богемии, а живший в Киеве Йозеф Кордик. Кордик говорил по-немецки и потому вошел в число так называемых «фольксдойчев» — привилегированную касту. Он был назначен директором хлебозавода номер 3.
Однажды этот страстный поклонник футбола встретил на улице истощавшего и хромающего мужчину в армейской шинели. Это был известный вратарь «Динамо» Николай Трусевич.
Кордик предоставил вратарю работу на своем заводе, и Трусевич вскоре пригласил туда многих своих коллег из «Динамо» и «Локомотива». Футболисты не только работали и жили на заводе, но и гоняли во дворе мяч по окончании 12-часового рабочего дня.
Летом 1942 года, девять месяцев спустя после оккупации Киева, драконовский режим несколько ослаб. Оккупанты признали спорт безвредным занятием, утвердили проведение летнего футбольного турнира. Кордик позаботился, чтобы футболисты в качестве ФК «Старт» могли участвовать в турнире.
В большинстве своем мастера не имели даже футбольной обуви, но благодаря своему мастерству и опыту смогли выиграть первый матч у киевской команды 7:2, а всего выиграли 4 матча с общим счетом 30:4.
К окончанию сезона остался у «Старта» матч со сборной немецкого Люфтваффе, которая называлась «Flak-Elf». Украинцы выиграли 5:1. Желание реванша было у привыкших побеждать немцев огромным. Уже на следующий день после того матча в Киеве клеились плакаты и распределялись билеты на матч, который состоялся всего через три дня после первого.
«Прошу вас, задумайтесь о последствиях»
Стадион был переполнен. Когда игроки «Старта» были еще в раздевалке, к ним зашел молодой немец в черной униформе и на хорошем русском представился арбитром. Это был ССовец, и он требовал, чтобы украинцы поприветствовали соперников «на наш манер». На поле игроки «Flak-Elf» подняли правую руку с кличем «Heil Hitler!». Украинцы ответили: «Да здравствует спорт!».
Немцы прилагали максимальные усилия. Пользуясь благосклонностью арбитра-ССовца, они били своих противников, чей вратарь Трусевич после одного удара потерял сознание. Всё же, несмотря на то, что немцы повели в счете, к перерыву украинцы вели 3:1. В перерыве в раздевалке «Старта» появился ССовец. «Вы не должны выигрывать!», заявил он украинцам, «я прошу вас, задумайтесь о последствиях».
Однако Трусевич и команда были настоящими футболистами, и не могли дарить победы. Они выиграли со счетом 5:3, и украинцы на стадионе были вне себя от радости. Немцы, наоборот, сидели на трибунах, окаменев. То, что союзные им венгерские и румынские солдаты радовались победе «Старта», унизило их окончательно. Через неделю после игры Гестапо арестовало 11 победителей.
Уже вскоре после освобождения Киева (6 ноября 1943) Красной Армией советская военная пропаганда начала писать героическую легенду под названием «Матч смерти». Расстрелянные в лагере Сырец немецкими солдатами в их же красных футболках, они были брошены в братскую могилу. Действительная участь ФК «Старт» была сложнее, чем распространенная государством легенда.
Одного из игроков, который был активным сотрудником НКВД**, в штаб-квартире Гестапо замучили до смерти, десять остальных были депортированы в лагерь Сырец. Когда в феврале 1943 партизаны сожгли важный для немцев завод, ССовцы устроили показательный расстрел, расстреливая каждого третьего по расчету.
Погибли при этой экзекуции и три футболиста, среди которых Трусевич. Двум их товарищам по команде вскоре удался побег из лагеря, еще пять сумели в лагере выжить.
Перед стадионом «Динамо» в Киеве в 1971 установлена гранитная скульптура о команде «Старт». До сего дня у футболистов «Динамо» сохранилась традиция в день бракосочетания класть цветы к этому памятнику. По-прежнему тренеры традиционно разогревают команду перед матчем призывом «Вы защищаете честь Киева»***.
Andy Dougan: «Dynamo: Defending the Honour of Kiev». Fourth Estate, London 2001
31.10.2012 @ 14:48
Я смотрю ВСЕ фильмы с участием Джерарда Батлера-и удачные, и не удачные. И на этот фильм, если он состоится- тоже пойду. Поэтому просто от всего сердца желаю удачи!
Мне очень приятно в любом случае, что Джерри, возможно, сыграет нашего соотечественника и узнает о таком трагическом эпизоде в истории нашей страны. Очень здОрово, что он не остался равнодушным к этим событиям и его это заинтересовало.