за перевод сердечно благодарим makarena, liza, colombina и Una
«Шекспир встречает «Повелителя бури»… в разорванной войной Боснии. Издание Empire внедряется на съёмки режиссёрского дебюта Рэйфа Файнса «Кориолан» (автор — Quentin Falk, фото — Charlie Gray).
Год выхода: начало 2012 года. Бюджет: 8 млн. фунтов стерлингов (по предварительной оценке). Режиссер: Рэйф Файнс. В ролях: Рэйф Файнс, Джерард Батлер, Ванесса Редгрейв, Джессика Честейн, Брайан Кокс, Джеймс Несбитт. Сюжет: Обновленная версия пьесы Шекспира, политический триллер в котором Рэйф Файнс играет роль бывшего римского военного, который, будучи отвергнутый народом, путем разжигания войны восстает против государства.
Бритый наголо, с измазанным кровью лицом и со следами боя, Рэйф Файнс выглядит куда более устрашающим, чем его зловещее alter ego Лорд Волдеморт. Шрамы — всего их 27 — и несколько «живописных» татуировок только добавляют образу воинственную достоверность.
Файнс играет Гая Марция, позже ставшего известным как Кориолан, в первой экранизации наименее известной и исполняемой, но наиболее признанной исторической пьесе Шекспира. И, как Файнс вскоре признается Empire во время небольшого перерыва в его скромном трейлере, играть одноименного римского полководца — это наименьшая проблема из тех, что у него есть. Поскольку 48-летний оскароносный актер ещё и дебютирует в качестве режиссера с проектом, который он вынашивал 10 лет, с того самого момента, как сыграл главную роль, имевшую огромный успех, на сцене в Лондоне.
Ведь даже нельзя сказать, что он руководит сложным действом в знакомых условиях или же в пределах британской киностудии. Благодаря причудам международных инвестиций, превратившим его долговынашеваемый фильм даже не в спринт, а в целый марафон, в мае 2010 года Файнса занесло на съемки его первого фильма в Белград, а если точнее — в известный отель «Югославия», который в 1999 году подвергся жестокой бомбардировке НАТО.
Будучи некогда синонимом роскоши и местом, где до Балканской войны 90-х годов останавливались все — от королевы Британии до Тины Тёрнер, отель всё ещё ждет реконструкции для восстановления былой славы. В то же время, обветшалый вид здания создает потрясающий и мрачный фон для новой версии шекспировской военной драмы в изложении Файнса.
История вращается вокруг генерала, которого все боялись и почитали, выдвигаемого на высокий пост своей амбициозной и всё контролирующей матерью Волумнией. Когда общественность отказывается поддержать Гая Марция, его гнев вызывает бунт, завершающийся изгнанием из Рима. Изгнанный герой объединяется со своим заклятым врагом Туллусом Ауфидиусом для отмщения городу.
Немного отрешенный вид Файнса связан, по его словам, с полным погружением в съемки фильма. Сегодня 37-ой календарный день из восьми съемочных недель. Он снимает одну из ранних, и возможно, сложнейших сцен. В пьесе это Первый акт — Восьмая сцена. Краткий, но яркий и красочный диалог между Гаем Марицем и Туллусом, лидером отвратительных вольцев, в самый разгар битвы. Это кульминация с простым описанием сцены: «Они сражаются».
По версии сценариста Джона Логана («Гладиатор», «Последний самурай», «Авиатор») насильственная конфронтация, задающая тон всей остальной истории, была воссоздана как бой на ножах один на один. Не простая поножовщина, а тщательно подготовленная хореография с жесткими захватами на первом этаже отеля, засыпанным мусором и затянутым дымкой, эффектно заканчивающаяся выпадением через пятнадцатифутовое стекло во двор.
Файнс говорит: «Я думаю, что это было больше, чем любопытство — заняться режиссурой после работы над рядом фильмов. Интерес не пропадал. Когда я работал с «Кориоланом» в 2000 году, чередуя его с ролью Ричарда Второго, в то же время думал, что это мог бы быть фильм. Это была отличная история. И вот однажды вы получаете из сплошного текста динамичную историю, не отличающуюся от оригинала. С того момента она поселилась в моей голове и не хотела исчезать. Я сразу почувствовал — если снимать фильм, то это должно быть связано с нынешним временем».
Конечно, ничего нового в плане актуализации Шекспира здесь нет, как это было в «Ромео +Джульетта» База Лурмана — стилизованной MTV-версии с Айаном МакКеллином в черной рубашке в роли Ричарда III. Но «Кориолан» сам по себе постоянно переосмысливался в театральных версиях в разные периоды, на протяжении многих лет.
Файнс: «Как и Юлий Цезарь, Кориолан обладает значимыми идеями политики с позиции силы, а так же действует как наделенный недостатками, но сознательный сторонник попыток совместных действий. Истории националистических лидеров, будь то израильские генералы или Владимир Путин, не имеют срока давности, — наряду с теневой политикой и платой по счетам». И это факт, что образы Балканской войны, вовлеченные в эту идею, получат таки свое развитие. «Место, зовущееся Римом», — просто как острый конфликт в плане прагматичного финансирования.
Файнс о работе с текстом: «Я отредактировал несколько страниц и передал рассказ одному из своих агентов, который ошарашил меня, высказавшись, что идея была превосходная, и что ее определенно необходимо развить. Стало ясно, что мне был нужен автор, который помог бы мне. И мне порекомендовали Джона Логана, который занимается театральными пьесами. Он откликнулся с громадным энтузиазмом и согласился поработать над этим.
Мы встретились для того, чтобы вместе интенсивно потрудиться в течении недели. Я предложил свои наброски, он поделился своими собственными идеями, и мы продолжили рассуждать о том, что бы мы оставили, что опустили бы, какие бы предприняли вольности и как бы мы это сделали более подходящим для экранизации.
Дело в том, что, работая над «Кориоланом», было бы глупо полностью лишать произведение изначального содержания. Но мы понимали, что для того, чтобы проект был удачен, его необходимо было просто переиграть. Я все-таки надеюсь, что нам удалось сохранить основную тему пьесы, хотя пришлось исключать огромные фрагменты для того, чтобы хоть как-то облегчить ее. Хочется верить, что результаты оправдались.»
Вместе с продюсером Колином Вейнсом (с которым Рэйф впервые работал ещё 20 лет назад в ТВ-драме «Опасный человек: Лоуренс после Аравии») Файнс занялся подбором актёров. Ванесса Редгрейв, исполняющая роль зловещей Волумнии, была утверждена на роль одной из первых и всегда держалась невозмутимо даже тогда, когда проект время от времени буксовал.
Желая иметь широкий круг действующих лиц и участников событий, а не просто букет англичан среднего класса, выбор артистов оказался крайне экликтичным: франко-марокканская актриса Лубна Aзабал, Ашраф Барем из Израиля, Джон Кани из ЮАР, а также многочисленные урождённые сербы. Более знакомые англо-американские артисты — это Джеймс Несбитт, молодая американская актриса Джессика Честейн, снявшаяся у Терренса Малика «Древе жизни» и у Джона Мэддена в «Долге», а также Брайан Кокс.
Но нам очень важно было правильно выбрать актера на роль Туллуса. «Мы знали, — говорит Ванесса — что нам нужен был звездный актер, который был бы достойным соперником собственной звездности Рэйфа. В нашем списке возможных кандидатов появилось имя Джерарда Батлера. Вероятно, помогло то, что он был из того же агентства, что Рэйф. Случилось так, что на заре своей карьеры он уже играл небольшую роль в «Кориолане». И, наверно, он усмотрел в этом какой-то знак. У нас не было денег, чтобы заплатить ему так, как он обычно получает, но нам удалось заполучить его на три недели, и он вложил свое тело и душу в эту роль».
Что же касается других основных членов команды, Файнс обратился к трио, с которым он познакомился на съемках в эпизодической роли в «Повелителе бурь», а также к Барри Акройду, регулярно сотрудничающему с Кеном Лоучом и Полом Гринграссом. Художник-гример Даниэль Паркер — мастер рубцов, ран и татуировок. Мастер звуковых эффектов — Рей Беккет, который получил призы Академии Awards по обе стороны Атлантики за собственный вклад в клаустрофобические классические войны Кэтрин Бигелоу — своего рода возможные стилистические планы для «Кориолана».
И вот теперь, когда Р. Файнс полностью экипирован и готов свести счеты с сильно обросшим Батлером, на сцене появляется другой член команды — каскадер Раули Ирлам, готовый предложить свои услуги и способности. Ирлам — опытный каскадер в своем деле, он пережил лобовые столкновения в «Кванте милосердия» и «Коде Да Винчи», а также не менее 29 раз верхом на вздыбленном коне столкнулся с дрессированным слоном в «Александре» Оливера Стоуна.
«В первоначальном сценарии они просто должны были бросился друг на друга и кататься недолго по полу прежде, чем вылететь окно, — объясняет он. — Но зрелищно это было не так интересно. Мне пришла в голову идея, что если в пьесе изначально указано, что это Древний Рим, то у каждого есть гладиус — короткий римский меч, вместо ручных ножей. Сцена становится своего рода ритуальным обрядом. Двое мужчин ставят ножи наизготовку, и это говорит другим, что они бросают друг другу перчатку, как это было. У них забирают пистолеты, и Гай, и Tуллус, у которых остаются только ножи для рукопашного боя, берут всю битву на себя. Это их бой.
Затем окно. Оно сделано из безопасного стекла, с детонатором, который срабатывает, когда артисты находятся в 18 дюймах от него. Таким образом они создают видимость взрыва, сцену завершают медленно падающие каскадеры. Это классический пример «одноразового чуда», — говорит Ирлам, — главным образом потому, что это хлопок стоимостью в 800 евро, после которого остаются только осколки стекла».
На глазах возбужденной группы, после серии тщательно отрепетированных, медленных движений, Файнс проделывает с Батлером нечто, что в конце концов завершается чем-то вроде танго, эффектный финал которого приветствует освобождающий хор аплодисментов.
По завершении съемок, почти в конце, для Файнса, выступающего в двух ипостасях, наступит завершающий этап создания фильма — «чтобы увидеть, где я действительно облажался». Да, ему очень нравится быть режиссером, и он попробует себя в этом качестве еще раз. Но, вероятно, играть в своём фильме уже не будет.
Несмотря на усталость после всех лет предварительной «беготни» по подготовке фильма — «ожидания согласования финансовых и юридических вопросов, бесконечных документов», и почти двух месяцев съемок, Файнс явно в приподнятом настроении. «Этот процесс всегда казался мне двойственным, но мне понравилось это сближение, а сотрудничество с такими людьми, как Барри Акройд, было действительно захватывающим».
18.07.2011 @ 00:22
«…нам нужен был звездный актер, который был бы достойным соперником собственной звездности Рэйфа. В нашем списке возможных кандидатов появилось имя Джерарда Батлера. … У нас не было денег, чтобы заплатить ему так, как он обычно получает, но нам удалось заполучить его на три недели, и он вложил свое тело и душу в эту роль”.
Ещё десять плюсов в копилку этого потрясающего шотландца!
Девочки, спасибо за перевод, лапулечки!