Соглашусь с тобой, Ольга) Тоже так считаю. Вообще этот фильм недооценен по достоинству некоторыми поклонниками Леонардо, которые считают его фильмом скучным или "так себе", неоднозначно его приняла и пресса, хотя у фильма масса наград и премий:
Награды и номинации
Награда Категория Номинант Результат
«Британская киноакадемия» «Лучший дизайн костюмов» Кэтрин Мартин Победа
«Лучший грим и укладка волос» Маурицио Сильви, Керри Уорн Номинация
«Лучшая работа художника-постановщика» Катрин Мартин, Беверли Данн Победа
«Оскар» «Лучшая работа художника-постановщика» Катрин Мартин, Беверли Данн Победа
«Лучший дизайн костюмов» Кэтрин Мартин Победа
«Империя» «Лучший женский дебют» Элизабет Дебики Номинация
Премия Австралийской академии кинематографа и телевидения за лучшую мужскую роль 2014 год - Леонардо ДиКаприо)
Приведу 2 разных Рецензии)
В прокат вышла экранизация главного американского романа – «Великого Гэтсби» Фрэнсиса Скотта Фицджеральда. Режиссер и большой поклонник оперы Баз Лурманн снова устраивает «пыщь-пыщь» – такое, что мало не покажется никому
Джей Гэтсби – это не столько мужчина, сколько сияющий от надежды подросток, и один из самых чудесных на планете; таких на ней почти что и не существует. Рассказывает о нем Ник Кэррауэй, человек, который сразу родился на свет стариком (подобно Бенджамину Баттону, еще одному фицджеральдовскому герою). На контрасте между персонажами роман Фицджеральда и держится; вся эта книга напоминает долгий завистливый, печальный вздох человека, который никого никогда не сможет так полюбить, как Гэтсби любит Дэйзи. Гэтсби – великий. Кэррауэй – нет. Рассказчик в курсе. Он знает, что его аккуратная жизнь уступает жизни Гэтсби, что не узнает он в ней ни настоящей радости, ни настоящей храбрости – но не может себе даже признаться; он и повествование начинает с «бу-бу-бу» и вел бы его как «бу-бу-бу»: бу-бу-бу, я правильный, а таких, как он, я презираю, однако, ибо… И вся его жизнь была бы такой, не промелькни в ней Гэтсби, как молния.
Разумеется, самая благодарная аудитория романа «Великий Гэтсби» – шестнадцатилетние. Его, впрочем, спокойно можно прочесть и в 20, и в 30 – он автоматом будит в тебе все лучшие и самые трепетные тинейджерские ощущения. И Баз Лурманн, автор «Ромео + Джульетта», «Мулен Ружа» и «Австралии», человек, у которого все персонажи всегда жили одними голыми эмоциями, снова пытается их разбудить.
Лурманн говорил, что решил снимать «Гэтсби…» во время путешествия по России в Транссибирском экспрессе: ехал через поля, слушал аудиокнигу и думал о русских богачах, которые внезапно нажили свои миллионы и ныне роскошествуют. На самом деле «Гэтсби…» по духу – в той же степени американская история, сколько и русская. Есть в нем что-то от Достоевского, что-то от фильма «Олигарх», что-то от пьяного богатого человека, самозабвенно пляшущего на столе под песню Бритни Спирс; что-то даже от «Жестокого романса»,только герой еще и молодой, почти безупречный американский красавец – ну продавал во времена «Сухого закона» алкоголь, так спасибо, спасибо ему, благодетелю; и все это романтизировано и мелодраматизировано до такой степени, что многие русские именно на этом романе (и на этом фильме) рыдали и будут рыдать.
Даже не знаю, как это объяснить. Вот автор TheNewYorkTimes в свежей рецензии пишет: «Великий Гэтсби» Лурманна – фильм сенсационный, пустой, гламурный, трэшевый, безвкусный, соблазнительный, отстраненный, сентиментальный и искусственный. Иными словами, это великолепная адаптация мелодраматического романа Ф. Скотта Фицджеральда». И дальше он пишет, что персонажи в романе неправдоподобные, что сам он – стилизованный, холодный, крутой, сексуальный и абстрактный, что в нем есть выхолощенность, нереальность, фальшивость сна, что сам Гэтсби как-то подозрителен…
В России (да, наверное, и в Америке, где это главный роман уже почти как сто лет) рецензенту набьют морду уже на третьем эпитете, не дожидаясь, пока он закончит их нагромождать. А че ваще такое: ну да, красивый и умный человек живет ради любви и средства нечестным путем наживает только ради любви, потому что ничего важнее у него нет. И умереть ради нее хоть и не хочет, но, в принципе, готов.
«А ведь так не бывает», – говорили влюбленные в одном из лучших советских фильмов 60-х, «Я шагаю по Москве». А потом, зажмурившись, сами себе отвечали: «А вот бывает».
* * *
В фильме Ник Каррауэй не такой сухарь, как в книге; дело меняет, с одной стороны, типичное для Тоби Магуайера глуповатое выражение лица, а с другой – то, что Лурманну резко не нравится карьера, которую избрал персонаж. С точки зрения Лурманна, главного голливудского любителя сделать блескуче и пышно, работа на Уолл-Стрит – это страшно тоскливо, и за весь фильм Ник Каррауэй проводит в офисе несколько секунд, а основное время уделяет пьянкам и вечеринкам. Вечеринки проходят в доме его соседа Гэтсби, живущего в фантастической роскоши.
Сам Фицджеральд упорно сравнивал Гэтсби с Тримальхионом, героем «Сатирикона» Петрония. Лурманн видит разницу в том, что Гэтсби всегда ходит в белом (даже если фактически он в черном). Он аферист, но благородный; он ни в коем случае не распутник; он не чревоугодничает и вообще почти не ест; хотя вокруг него все нажираются и ведут себя как свиньи, сам Гэтсби хранит верность не физическим удовольствиям, но идеалу. Он щедрый и добрый романтик, который каждый вечер всматривается в зеленый огонек, горящий через пролив напротив его дома в особняке, где живет его первая, последняя, единственная и вечная любовь, Дэйзи Бьюкенен. (Стоит ли говорить, что у щедрого Лурманна этот знаменитый зеленый огонек сияет в полэкрана почти весь фильм.)
Лурманн на самом деле довольно точно придерживается канвы романа, меняя только детали.
Лурманн вообще выжимает из тюбика с «Гэтсби…» куда больше, чем в него было заложено природой и автором. У него, кроме Гершвина (под которого впервые роскошно оборачивается и улыбается на зрителя прекрасный герой Леонардо ДиКаприо), звучат Jay-Z (один из продюсеров фильма), Бейонсе и Андре 3000; скандалы и объяснения в любви тоже похожи на отдельные музыкальные номера; некоторым картинкам в фильме хочется кричать «Остановитесь, вас еще не рассмотрели» (нью-йоркцы 20-х, доживи они до 2013-го, сильно удивились бы, узнай, в каком инопланетном городе они жили – иногда это почти «Пятый элемент»); все пучат глаза и надувают щеки; как Кидман в «Мулен Руж» имитировала оргазм, ДиКаприо здесь в отдельных сценах имитирует застенчивость и страсть (в трейлере это выглядело ужасно, но в фильме – ОК, вполне нормально)
Это вообще прекрасная мелодрама – газ выжат до предела, Гэтсби и Дэйзи несутся вперед, забыв обо всем, в растрепанных до предела чувствах, с голыми нервами. Ровно три минуты сверкает улыбкой Амитабх Баччан – ну как такое кино могло обойтись без Амитабха? Буквы в тексте, который сочиняет Ник Каррауэй (которого знакомство с Гэтсби сделало сверхчувствительным и который, только излив историю на бумаге, может от нее избавиться) то и дело кружатся в роскошном 3D. И ты вдруг понимаешь, что только Лурманн изо всех сегодняшних режиссеров мог рассказать ее правильно. Стремительно, страстно, звучно, громко (не будем бояться эпитетов, раз пошла такая пьянка), с раскрасневшимся от волнения ДиКаприо и зажатым от осознания собственного безрадостного будущего МакГуайером, с дрожащими губами Кэри Маллиган, с виски, вином, танцульками, с двумя выстрелами в финале. Сентиментально, соблазнительно, трэшево, нереально, сексуально, круто. Кажется, у него это не получилось с «Ромео+Джульеттой» – но с Гэтсби получилось в полной мере.
Денис Корсаков, "КП" Рецензия на фильм Великий Гэтсби.Все за любовь.
Король вечеринок
Сдержанность? Умеренность? Произнесите эти слова перед режиссёром Базом Лурманом, и он добродушно покрутит пальцем у виска, сочтя, что вы прокукарекали какую-то неведомую иноязычную тарабарщину. Поистине, его гигантомания впечатляюще гротескна. С него бы сталось на выгул питомцев выходить с эскадроном слонов, а для поражения мишени в тире вызывать баллистический ракетный удар.
И этот человек призван рассказать нам о тленности декадентского образа жизни в американском обществе 20-х годов? Своеобразно. Посыл-то он, положим, донёс – благодаря отличной актёрской игре, передавшей дрянство людских характеров. Но вот от их бытового уклада Лурман явно пребывает в бесстыдном восторге, пусть даже не пытается отнекиваться. Впрочем, трудно не разделить его энтузиазм – столь разнузданное пиршество едва укладывается в воображении. Это примерно как если бы Алиса в стране чудес и Цирк дю Солей вместе отмечали новый год. Теперь любое изображение вечеринок в кино рискует сойти за тухлый и унылый субботник на фоне этого лихого праздничного кутежа.
По традиции изобилие закадрового текста справедливо считается моветоном и фу-какой-пакостью. Не в этот раз. Да, рассказчик в лице Магуайра практически не затыкается – это правда. Однако его речь – не зевотный комментарий футбольного матча российского пердива, а нередко сочные и образные словесные фиоритуры. Но самое главное – похоже, Джо Райт с «Анной Карениной» задал тренд, как надо подходить к экранизации классики. То бишь, не робеть в экспериментах с подачей, сохраняя уважение к первоисточнику.
«Великий Гэтсби» снят свежо и изобретательно, не жалея в равной степени ни денег, ни фантазии. Лурман придумал колоссальное количество эффектных режиссёрских примочек, чтобы авторские ремарки не перетягивали на себя внимание. Пилотировать камеру посадили как будто бы лётчика-истребителя, бороздящего небо с безумным ковбойским кличем в головокружительных пируэтах. Текст и визуализация столь удачно друг друга дополняют, что просто грешно упрекать режиссёра в ленивом переносе книги на экран. Находчиво прикрученный современный саундтрек, следует полагать, также многим придётся по вкусу.
При всём внешнем роскошестве в «Гэтсби» и со смыслами полный порядок. Пока иные творцы ниндзями крадутся, чтобы тонко и незаметно сыграть на струнах зрительской души, Лурман трактует ювелирную работу по-своему. Огромной повествовательной кувалдой с надписью «думать сюда!» он яростно фигачит по головам смотрящих. Всё равно что могучий кузнец, кующий извилины попрямее во избежание вредных изгибистых заторов. Повторение – мать учения, и одни и те же символы вдалбливаются раз за разом с небывалым упорством. С таким подходом даже простофиля, пускающий весь сеанс слюни в стакан с пепси-колой, имеет все шансы смутно уловить суть происходящего.
Это делает фильм лёгкой жертвой для снобов. Они, разумеется, будут пафосно брюзжать о плоскости и недостатке глубины у этой адаптации, но их чванливое шипение не должно сбивать с толку. В конце концов, персонажи исправно несут налет неоднозначности и многогранности, за которыми угадывается наследие бумажного оригинала. План Лурмана не является самым хитроумным на свете, но он работает – причём безупречно. Развязка своей силой просто обязана спровоцировать бурные эмоциональные колебания вплоть до прочувствованных сморканий в носовые платки и кротких всхлипов с задних рядов.
Лицедейский ансамбль из кожи вон лезет, чтобы красивая картинка не затмила его старания. Разве что человек-паук в отставке несколько теряется, но его непутёвую пучеглазость компенсируют все остальные: от бычары-мужа Джоэля Эдгертона до чумазого автозаправщика Джейсона Кларка. Разбушевавшийся Дикаприо и вовсе выдал уже вторую великолепную роль за год. Общими усилиями этим товарищам удалось спрятать за фасадом пышных фейерверков проникновенную историю любви и чистых мечтаний человека с необычайным чувством надежды.
Николай Долгин 25 мая 2013
