Комментарий от Ольги Белик посмотревшей " Стыд " на Венецианском кинофестивале 4.09.2011
- "Стыд" по второму разу
Посмотрела "Стыд" второй раз после Венеции - уже в нашем дубляже. Впечатления все те же самые по сути картины. Новый просмотр только добавил мыслей. Фокус в том, что "Стыд" - фильм-метафора, если уж продолжать тенденцию обзывать кино в духе "фильм-праздник" и бла-бла. Именно поэтому нам не даны причины, из-за которых герой Фассбендера докатился до жизни такой, и не даны ответы, ибо найти ответы и выход из ситуации - индивидуальный путь каждого. Фильм этот ценен не четким разъяснением происходящего, а именно что тщательным копанием в самом процессе. И да, очень многим этот герой и его проблема неблизки. С ним далеко не все могут себя ассоциировать, ему сложно сопереживать - хотя в финальной оргии вместо вожделения испытываешь натуральную жалость к парню, согласитесь. Еще в Венеци мы писали, что женщинам вообще не очень близка эта тема, потому что она - все же чисто мужской взгляд на вещи. Но если все-таки уйти от первого восприятия, от секса как такового, и немножко поразмышлять, выяснится - что фильм обо всем том, что мы знаем и переживаем. Одиночество. Страх. Стыд нормальных вещей. Затасканность того, что должно быть личным. Штампы общества. Ханжество и лицемерие. По сути Брендон - самый честный человек в этой картине (не берем пассию, с которой у него ничего не вышло). Он честно дрочит в туалетиках, смотрит порнушку и живет один, в то время как его босс, примерный семьянин с детишками, использует Брендона для похода по бабам и трахает его сестру через 20 минут после знакомства - и при этом осуждает количество порно на харде Брендона.
"Стыд" - далеко не тот фильм, который будешь пересматривать. Его вряд ли можно назвать любимым. Потому что это некомфортное кино. Именно такие ощущения зритель должен испытывать при просмотре - неудобство. Мир Брендона наполнен сексом так, как нам и вполовину не снилось, но при этом он мертв и стерилен. Брендон обаятелен, знает подход к женщинам, и женщинам это нравится - но он неспособен быть с женщиной по-настоящему. Он утратил всю систему чувств по како-то причине. В его холодильнике - три баночки и две упаковочки еды, и она для него - просто топливо, в ней нет никакого удовольствия, равно как нет его и в сексе. Утрата способности радоваться жизни и получать от нее удовольствие - вот про что этот фильм. Извращение простых вещей, усложнение и вымороченность - про это снимал Маккуин.
Жаль, конечно, что благодаря дубляжу от вас исчезли нюансы игры Фассбендера. Ибо Евгений Цыганов, конечно, хороший актер - но вовсе не мастер дубляжа. У него узнаваемый голос, причем довольно тусклый и с небольшой палитрой красок: это, может, хорошо для его актерской игры - но для дубляжа не годится совершенно. И уж не будем говорить о том, что его голос тупо не ложится на Фассбендера. 30% роли угасло благодаря этому ходу, увы.
Плюс еще Маккуин зачем-то порезал фильм. Ушла пара мелких сцен - но они дополняли мозаику. Нет сцены, когда Брендон договаривается о свидании с коллегой- они почему-то сразу оказываются в ресторане, а между тем это был трогательный флирт. Нет сцены, когда после провала герои видят друг друга на работе - и вместо того, чтобы подойти и просто сказать: "Ай, ладно, ничего не вышло, но давай попробуем еще раз" им стыдно это делать. Как результат - одна из самых человечных и трогательных линий фильма не имеет начала и конца. Почему Маккуину пришлось взять ножницы - бог ведает. Также убрана сцена в финале, когда Брендон не просто плачет под дождем - он ОРЕТ от боли. дико и по-звериному. не то, чтобы это большие двигатели сюжета, но тем не менее - странно. И зря.
Очень хорошая рецензия, подпишусь под каждым словом, кроме того, что этот фильм тяжело пересматривать. Я за последний месяц посмотрела его трижды, и не из-за Фасси (о его игре я уже высказалсь выше) а из-за Стива Маккуина. Убеждена, что он создал в первую очередь не фильм, а произведение Искусства. Именно так его и надо воспринимать. Сюжет, игра Майкла - это только часть Целого. Какая там операторская работа, какие длинные изящные, но совсем не затянутые кадры! Какой цвет, оправдывающий каждую сцену! Какая символика в каждом предмете интерьера - отдельное спасибо Художнику картины. Какая там музыка, насколько она оправдывает каждый жест, каждый взгляд, каждый кадр! Все это вместе сливается в многоголосную, сложную симфонию и даже несмотря на тяжелый сюжет, мне интересно ее "переслушивать" и пересматривать.
Хорошая рецензия. По крайней мере отвечающая тем, что я чувствую к этому фильму. Может и наберусь мужества его пересмотреть, когда он появится в хорошем качестве.